Операция «Нептун» или Высадка в Нормандии — морская десантная операция, проведенная 6 июня 1944 года в Нормандии во время Второй мировой войны силами США, Великобритании, Канады и их союзников против Германии. Являлась первой частью стратегической операции «Оверлорд», предусматривавшей захват союзниками северо-западной Франции.
Вторжение союзников в Европу началось 6 июня 1944 года (День Д) высадкой 156 000 солдат на побережье Нормандии и проводилось в два основных этапа. Первый этап представлял собой воздушно-десантную операцию по десантированию 24 000 британских, американских, канадских и французских парашютистов после полуночи.
Второй этап состоял из морской десантной операции, которая началась в 6:30 утра. Вместе с высадкой морского десанта проводился ряд дезинформационных операций под кодовыми названиями «Глиммер» и «Таксабл», целью которых было ввести немцев в заблуждение относительно настоящего направления вторжения.
Высадка морского десанта проводилась на участке побережья шириной 80 км между устьем реки Орн и коммуной Озвиль, который был разделен на 5 основных секторов вторжения: "Юта", "Омаха", "Голд", "Джуно" и "Сорд".
Вторжение подразделений на французское побережье происходило с разной степенью успеха. Если на большинстве плацдармов достижения союзников были значительными, а десант в ходе высадки на вражеский берег с первых минут смог завладеть инициативой и создать плацдармы, то на участке «Омаха» ситуация вышла из-под контроля. Столкнувшись с хорошо организованным сопротивлением немецких войск, американцы с первых минут операции понесли серьезные потери и почти потеряли способность переломить ситуацию в свою пользу.
Командующий первой американской армией генерал Омар Брэдли был уже на грани того, чтобы отменить дальнейшую высадку на этом участке и отозвать войска. С самого начала успех операции «Нептун» оказался под угрозой. Однако, десантники смогли прорваться сквозь береговые оборонительные позиции немцев и создать отдельные очаги сопротивления.
Общая реакция немцев на высадку морского десанта противника по всему нормандскому побережью была вялой и плохо организованной. Более того , в условиях абсолютного господства в воздухе союзной авиации, из-за диверсионных акций Сопротивления и групп специального назначения, войска Вермахта еще на стадии выдвижения резервов на рубежи испытывали серьезные потери. В результате, немцы не смогли воспользоваться возможностью и сразу сбросить десант в море.
К концу «Дня Д» в английском и американском секторах было высажено 5 пехотных, 3 воздушно-десантные дивизии и танковая бригада. Им удалось захватить береговую полосу глубиной от 3 до 5 км, правда, не по всему фронту. Плацдармы были полностью освобождены от противника только 7 июня.
Высадка морского десанта в Нормандии была крупнейшей в мировой истории морской десантной операцией по одновременному десантированию морем 156 000 военных, при поддержке 195 700 моряков и с одновременным привлечением почти 7000 боевых и транспортных судов всех типов и видов.
С принятием в ходе Касабланкской конференции решения о проведении операции по вторжению союзных войск в Западную Европу, военное руководство Великобритании и США приступило к разработке плана и подготовке крупнейшей в мировой истории десантной операции. Ответственным за разработку плана вторжения был назначен британский генерал-лейтенант Фредерик Морган.
Первые варианты проведения будущей операции базировались на огромном материале, накопленном в ходе предыдущих планов вторжения через Ла-Манш в 1941-1942 годах во время разработки операции «Раундап». Однако, самый ценный опыт был перенят из результатов битвы за Дьепп, произошедшей 19 августа 1942 года. Это сражение изначально планировалась, как миниатюрное вторжение с привлечением всех видов вооруженных сил и высадкой пехотных и танковых частей на побережье Франции.
Цель операции была захватить и как можно дольше удерживать плацдарм, т.к. руководство союзников понимало, что удерживать его длительное время не удастся. И хотя эта операция с точки зрения тактики завершилась полным поражением, в целом, битва за Дьепп дала достаточно полезной информации организаторам новой масштабной высадки.
Во-первых, по результатам высадки стало понятно, что проводить её нужно только на открытых пляжах с минимальным количеством фортификационных сооружений противника. Кроме того, во время десантирования нужна мощная сбалансированная авиационная и артиллерийская поддержка боевых кораблей для подавления береговых оборонительных сооружений.
Также, для успешного прорыва пехотных частей с захваченных плацдармов вглубь обороны противника требуется определенное количество специализированной инженерной бронетехники и множество приспособлений для преодоления инженерных заграждений береговой обороны. И главное, опыт Дьеппа доказал, что необходима сложная комбинированная военная операция всех видов вооруженных сил, в которой вопросы взаимодействия будут играть исключительно важную роль.
Проводя расчеты на опыте предыдущих десантных операций, союзники считали целесообразным начать высадку на рассвете, аргументируя это ослаблением противодесантной обороны противника, а также тем, что для успеха высадки и выполнения необходимых задач на берегу потребуется значительное время. Наконец, было решено воспользоваться отрезком времени между приливом и отливом и осуществить высадку первого эшелона на берег через 40 минут после рассвета. Но поскольку разница времени между моментами полной воды на восточном и западном берегах сенский бухты составляла 40 минут, то для каждого плацдарма было установлено своё время начала высадки, максимальный интервал между которыми достигал 85 минут. Это было нужно, чтобы десантные суда не сели на мель и не получили повреждений от немецких подводных заграждений во время прилива.
Первоначально союзники планировали начать операцию в мае 1944 года. Однако, по настоянию Б. Монтгомери, было решено дополнительно высадить еще один десант на полуострове Котантен (сектор «Юта»). Из-за внесения изменений в план высадки дату вынужденно перенесли с мая на июнь. На июнь приходилось несколько подходящих режимом приливов дней, в первую очередь - 5, 6 и 7 июня. Если бы не получилось начать вторжение в эти дни, то его пришлось бы отложить на 18, 19 или 20 июня. 8 мая 1944 года верховный главнокомандующий союзными войсками в Европе генерал Эйзенхауэр утвердил определенную дату - 5 июня 1944 года.
В мае 1944 года на побережье Франции всё время держалась хорошая погода, но в начале июня она неожиданно изменилась. 4 числа погодные условия резко ухудшились, поднялся сильный ветер, ни о какой высадке морского десанта не могло быть и речи. Утром 5 июня главнокомандующий провел заключительную совещание, на котором главный метеоролог армии предоставил прогноз на кратковременное улучшение погоды 6 июня. Мысли командование разделились, но Эйзенхауэр отдал решительный приказ - вторжение союзных войск в Западную Европу начать утром 6 июня. Именно этот день и вошел в историю, как День «Д».
Подготовка масштабной десантной операции шла не только путем тренировки войск, но и за счет наращивания темпов производства вооружения и расширения строительства специальных десантных и противолодочных средств. Специально для проведения операции судостроительными компаниями Англии и США в сжатые сроки было построено около 30 000 единиц десантных судов. Была разработана и запущена в массовое производство специальная техника для обеспечения пехотных подразделений в бою при высадке: плавающие и огнемётные танки, специализированные бронированные инженерные машины для создания проходов в минных полях, мостоукладчики, специальные баржи с реактивными установками залпового огня.
Для ускорения темпов погрузки техники на морской транспорт на юге Англии была оборудована разветвленная сеть специальных подъездных дорог, которые спускались к морю, и по которым военная техника (танки, автомашины) с ходу загружалась прямо на баржи. Оригинальным решением проблемы с портовой инфраструктурой для высадки войск и выгрузки грузов стала идея создания временных искусственных портов.
Для этих целей на юге Англии тайно были сооружены гигантские кессоны. Искусственная гавань "Малберри" состояла из внешних — плавающих — и внутренних — стационарных — волнорезов и из плавающих пирсов от берега до свайных причалов, к которым могли швартоваться суда. Железобетонные кессоны, из которых делались стационарные волнорезы, устанавливали на глубине не более 10-11 метров, что было достаточно для небольших судов типа «Либерти»; суда большего размера пользовались акваторией, защищенной плавающими волнорезами. Многие кессоны были оборудованы кранами, складами, кубриками для экипажа, имели собственные орудия, боезапас и даже средства ПВО, что усиливало противовоздушную оборону района высадки. Для каждого порта «Малберри» требовалось 146 кессонов различных размеров.
После 3-х месяцев напряженной подготовки, в конце мая — начале июня, войска были передислоцированы в районы сбора — за 20-25 км от пунктов посадки на транспортные суда. Около 7000 зенитных орудий и более 1000 аэростатов защищали это огромное скопление людей и машин от нападений с воздуха. В лагерях каждый солдат получал соответствующий приказ и после этого уже не мог покидать лагерь. Дополнительно с целью сохранения операции в тайне, за 10 дней до высадки была задержана вся почта, адресованная военным частям и иностранным посольствам, временно запрещена посылка шифрованных телеграмм, задерживалась даже дипломатическая почта.
Утром 6 июня началась высадка морских десантов на пяти участках побережья: Голд, Джуно, Суорд, Юта и Омаха. С воздуха их надёжно прикрывала союзная авиация. 6 июня она произвела около 11 тыс. авианалётов. Высадка на эти пляжи прошла, в основном, согласно плану, хотя продвижение вглубь территории было несколько разочаровывающим, а 3-я британская дивизия на востоке не смогла взять Кан.
На пляже Юта, который был одним из самых слабых мест в немецкой обороне, американские солдаты высадились благополучно, и менее чем за 3 часа овладели предусмотренным по плану участком побережья, после чего начали продвигаться через дамбы на соединение с десантниками.
На пляже Омаха американскими десантниками было встречено ожесточенное сопротивление, так как высаженные далеко от берега в штормовую погоду десантные суда снесло на несколько километров в сторону, на немецкие укрепления. 30 танков М4 Шерман DD, которые должны были поддержать десант, были высажены из транспортов далеко от берега, в результате почти все танки перевернулись и утонули вместе с экипажами.
Первая волна десанта была полностью уничтожена огнём противника. Несмотря на общую неразбериху, к берегу продолжали прибывать новые и новые катера. Американский десант нёс огромные потери. Побережье было уже заполнено американским десантниками, и к полудню разрозненным группам солдат удалось прорваться через прибрежные скалы на шоссе и захватить рыбацкие деревни, несмотря на то, что огонь противника был по-прежнему исключительно эффективным.
К вечеру 6 июня союзникам удалось захватить три плацдарма, на которых высадились 8 дивизий и бронетанковая бригада общей численностью 150 тысяч солдат. Потери составляли у американцев — 6603 человека, в том числе 1465 убитыми, у англичан и канадцев — около 4 тыс. чел. убитыми, ранеными и пропавшими без вести.